Картины Петрова-Водкина абсолютно запоминаемы. Их внутренняя сила и динамика захватывает зрителей и заставляет по-новому воспринимать окружающий мир. Художник творил в период разлома эпох, поэтому постоянные поиски форм и новаторство ощущаются в каждом его произведении.
1. Африканский мальчик (1907)
Портрет африканского мальчика относится к числу многочисленных детских портретов.
Он написан в стиле модернизма. Темнокожий ребёнок из бедного селения в рваной рубашонке изображён на фоне здания, украшенного плиткой в национальном стиле.Непосредственность и любопытство выражения лица ребёнка одновременно сочетается с внутренним страхом и закрытостью перед неизвестным белым человеком — правая рука ребёнка закрывает грудь и крепко охватывает левую руку.
2. Купание красного коня (1912)
Картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» на художественной выставке 1912 года произвела фурор. Это была новаторская идея — соединить прошлое и будущее в развитии живописи. Здесь объединялись и приёмы иконописи, и монументализм, и стиль «модерн» и декоративное искусство. Красный конь — частый герой русских икон и былин.
На картине Петрова-Водкина красный конь — центральная и многозначительная фигура картины. Он изображён на фоне изумрудной воды. Тело обнажённого мальчика, сидящего верхом, выписано с анатомической точностью, а его лицо выглядит несколько схематично и отрешённо. Это монументальное произведение вошло в мир людей, как символ предстоящих революционных изменений в судьбе России.
Кстати, о самых красивых породах лошадей на нашем сайте есть очень красивая статья со множеством фотографий.
3. Портрет мальчика (1913)
Перов-Водкин огромную часть своего творчества посвятил портретам. Изображение детей предоставляло возможность художнику покорять новые горизонты.
Портрет мальчика — один из знаменитых детских портретов кисти художника. В нём подчёркивается переходный период, становление личности ребёнка. Его лицо ещё по-детски нежное и округлое, но во взгляде уже чувствуется решительность и пробуждающая мужественность героя. Зелёный фон позволяет подчеркнуть бархатистость смуглой кожи мальчика, его юность и свежесть.
4. На линии огня (1916)
Полотно «На линии огня» написано на пике патриотизма, в разгар Первой мировой войны. Оно отражает самопожертвование русского воинства. Смерть прапорщика, ведущего за собой солдат на поле боя, удивительным образом напоминает иконописный образ мученика. Петров-Водкин говорил в то время: «Да спасёт Бог Россию».
В основе картины лежит три основных цвета — жёлтый, красный и синий. Композиция построена по принципу круга, как панорама, когда можно рассмотреть картину со всех сторон.
5. Селёдка (1918)
Разруха, недостаток предельно скудной пищи и суровость быта отражаются в натюрморте «Селёдка», написанном Петровым-Водкиным в 1918. Картошка, чёрный хлеб, ржавая селёдка — это всё, что можно было отыскать в Петрограде, охваченном революцией. Лаконизм и простота, чёткость и многогранность форм предметов делают этот натюрморт культовым и монументальным. Это своеобразный гимн эпохи.
Художник относится к этим незамысловатым продуктам как к драгоценности. Селёдка переливается золотыми отблесками на фоне аккуратного куска синей бумаги, картофель и маленькая горбушка хлеба кажутся драгоценными камнями на розовой скатерти. Из-за края стола видно лицо ребёнка художника, ожидающего начала жалкого обеда.
6. Петров-Водкин, Автопортрет (1918)
Автопортрет художника, написан очень скульптурно. Жёсткие рубленые формы лица создают твёрдый мужской образ, который трезво и серьёзно воспринимает окружающую действительность. Петров-Водкин написал прекрасный психологический автопортрет. Перед зрителем возникает образ мыслителя, умного и выдержанного человека.
Читайте также: Самые красивые портреты в мире.
7. Утренний натюрморт (1918)
Картина «Утренний натюрморт» — работа полная радости и утреннего оптимизма. Кажется, что аромат чая вырывается за рамки картины. Необычен ракурс натюрморта. Как будто оторвавшись от подушки, художник оглядывает небрежно накрытый к завтраку стол. Гранёный стакан с чаем, серебряная ложечка, скромный букет из полевых цветов, гранёный чайник, отварные яйца — создают необычайный домашний уют и вызывают здоровый аппетит, который бывает только по утрам.
Прекрасные вещи, окружающие художника, были мастерски написаны для того, чтобы показать, что и обыденный мир может быть красивым и живописным.
Утреннее солнце освещает стол, и по комнате разлился ровный розовый свет. Предметы стоят на столе обособленно, не перекрывая друг друга, но этот приём добавляет в натюрморт только гармонию и сбалансированность. Зрителю предоставляется возможность внимательно рассмотреть каждый предмет на столе.
Такая обособленность, наоборот, сплачивает предметы натюрморта. В зеркальных гранях чайника отражаются перламутровые яйца, также в них можно заметить рыжего кота. По бокам яиц горят оранжевым рефлексы от стакана с чаем. Сквозь грани стакана видно, как трижды преломляется серебряная ложечка, подчёркивая этим трёхмерное пространство. Оставленные на столе спички и, выглядывающая из-за стола собака, напоминают о близком присутствии человека.